Царскосельские интерьеры. Альбом
0074
Ботт И.К., Плауде В.Ф.
Царскосельские интерьеры.
СПб.: Издательство «Аврора».
Серия «Альбомы по искусству».
Ослепительный блеск парадных залов Растрелли, изысканные краски классицистических интерьеров Камерона, многообразные по фактуре и цвету предметы обстановки – мебель, бронза, стекло, фарфор, собранные владельцами Царскосельской императорской резиденции за два столетия, - в 1917 году оказались с поразительной полнотой запечатлены на цветных фотографиях. Залы Екатериненского и Александровского дворцов, только что оставленные арестованной и отправленной в Тобольск семьёй Николая II, уже перешли в иное качество и наполнились музейной , но ещё не пострадали от «разборов имущества», неизбежных после любой революции и нанесших Царскому Селу тяжелый урон, который затем усугубила немецкая оккупация. Снимки в технике автохрома братьев Люмьеров, с исключительным мастерством фотографом А.А. Зеестом, зафиксировали их во всём великолепии, словно отдав завершившей свои дни российской монархии полагающуюся ей дань за вклад в отечественную культуру. Решающая заслуга в этом принадлежала Художественно-исторической комиссии, созданной для превращения царских дворцов в музеи. Её руководитель, историк Г.К. Лукомский писал: «Царское Село является самой пышной и богатой памятниками художественной старины резиденцией не только страны, но и мира». Правоту этих слов лишний раз подтверждает коллекция автохромов, впервые публикуемая Государственным музеем-заповедником «Царское Село».